twitter


Родионова Людмила Фёдоровна,
директор МОУ «Большереченская средняя
 общеобразовательная школа №2»

Совершенствование социально-психологического микроклимата 
педагогического коллектива в современных условиях

Социально - психологический климат - система эмоционально - психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения.
Цель: Поиск путей создания приятного социально-психологического климата в коллективе, создание команд единомышленников.
Ожидаемый результат; Оптимальное функционирование педагогического коллектива, члены которого имеют возможность максимально полно реализовать свой потенциал интеллектуального и профессионального роста.
Актуальность
-    Общественно-экономические изменения, происходящие в нашей стране, и связанная с ним смена нравственных норм диктуют необходимость поиска новых подходов к проблеме формирования нравственно - психологического климата в педагогическом коллективе.
-    В современных условиях особенно значим вопрос о развитии персонала, ориентированного на существование в условиях высокой неопределенности, способного генерировать и реализовывать новые идеи, продуцирующего новые технологии профессиональной деятельности в инновационных школах.
-    Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества.
-    Существование противоречий между изменившимися и возросшими требованиями общества к интеллектуальному и общекультурному развитию личности и существующими медико - психолого-педагогическими условиями профессиональной деятельности педагогов.
-    В настоящее время разрушение традиционных форм общественной морали приблизило российское общество к состоянию, которое в социологии характеризуется понятием аномии, т.е. к состоянию безнормости, дисфункциональности, ослаблению моральной регуляции, разрушению ценностей, норм, образцов поведения.
Основные концептуальные идеи
Социально-психологический климат представляет собой систему эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения. Исходя из такого понимания социально-психологического климата, можно назвать его основные функции.
Консолидирующая функция социально-психологического климата в педагогическом коллективе заключается в сплочении его членов, в объединении коллективных усилий, направленных на решение учебно-воспитательных задач.
Стимулирующая функция состоит в создании "эмоциональных потенциалов"    •. коллектива (А.Н.Лутошкин), его жизненной энергии, которая затем реализуется в педагогической деятельности.
Стабилизирующая функция обеспечивает устойчивость внутриколлективных отношений, создает необходимые предпосылки для успешного вхождения в коллектив новых педагогов. Регулирующая функция проявляется в утверждении норм взаимоотношений, прогрессивно-этической оценке поведения членов коллектива.

В психологии предприняты попытки выделения основных показателей положительного социально-психологического климата (Е. С. Кузьмин, А. Г. Ковалев и др.). В одном случае в качестве таких показателей рассматриваются особенности межличностных, нравственных, эмоциональных, правовых взаимоотношений, в другом - выделяются наиболее общие характеристики эффективности коллективной деятельности. К таким характеристикам относятся:
•    удовлетворенность членов коллектива своим пребыванием в коллективе, процессом и результатами труда;
•    признание авторитета руководителей, совмещающих признаки формальных и неформальных лидеров;
•    мажорное, жизнеутверждающее настроение в коллективе;
•    высокая степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллективом;
•    сплоченность и организованность членов коллектива;
•    сознательная дисциплина;
•    продуктивность работы;
•    отсутствие текучести кадров.
Факторы, определяющие социально-психологический климат
1.    Глобальная макросреда
2.    Локальная макросреда
3.    Физический микроклимат
4.    Удовлетворенность работой
5.    Характер выполняемой деятельности
6.    Организация совместной деятельности
7.    Психологическая совместимость
8.    Сработанность
Метод командообразования
Метод командообразования хорош тем, что позволяет в достаточно короткие сроки узнать человека ближе и построить отношения, необходимые для дальнейшей работы. Команда - это группа специалистов, заинтересованных в достижении общего
результата.
Команда решает поставленные задачи то есть имеет четкие цели. Чтобы постичь науку достижения целей, необходимо четко структурировать основные ее разделы.
Итак, что же нужно сделать в первую очередь?
1.    Необходимо обозначить свою цель, четко сформулировать ее и ответить на весь ряд сопутствующих вопросов: что? где? когда? почему? зачем? как?
2.    Каков ваш потенциал?
3.    Сбор информации. Необходимо собрать достаточное количество информации о том, как достигнуть цели.
4.    Обработка информации. Вычленение наиболее важной, оставление плана работы и корректировка цели.
5.    Непосредственное действие на пути к достижению цели.

Чем характеризуется команда сплоченного коллектива, представляющего единое целое?

-    большая гибкость, проявляющаяся в общении и в решении рабочих проблем;
-    высокий уровень взаимного доверия и открытости;
-    доброжелательность по отношению к команде в целом и друг к другу;
-    высокая творческая активность при решении возникающих проблем;
-    функции лидера берут на себя те люди, которые более всех подходят для этого при данных конкретных условиях;
-    крепкие связи между людьми;
-    чужое мнение может приниматься, но не слепо, а после обдумывания;

-    конфликты и разногласия разрешаются достаточно легко;
-    структура и методы отличаются гибкостью;
-    людей окрыляет ощущение успеха, как в сплочении команды, так и в выполнении
задачи.

Анкетирование
Для оценки атмосферы в коллективе педагогам была предложена анкета.
На вопрос «Нравится ли вам ваша работа?» 93% участников ответили «да», 1 -«нравилось», 1- не всегда, 100% участников отмечают, что работа интересна и разнообразна.
Но практически всех не устраивают условия на рабочем месте и используемое оснащение и оборудование.
100% участников не удовлетворяет заработная плата: «низкая», « не удовлетворяет категорически», «ничуть нисколько», «совсем не удовлетворяет», «хватает на 2 недели».
89% участников отмечают перегруженность в работе и необходимость работать в нерабочее время.
85% участников оценивают атмосферу в коллективе как дружескую, взаимоуважающую.
15% участников отмечают непонимания, напряженность в отношениях членов педагогического коллектива.
7% участников не устраивают отношения с непосредственным руководителем.
Роль руководителя
Роль руководителя в создании благоприятного социально - психологического климата очень важна.
Что необходимо для этого?
Личные качества; выдержка, вежливость, тактичность, скромность, чуткость, самокритичность, самодисциплина, требовательность, равное отношение ко всем, умение сдержать свое слово, желание самосовершенствоваться.
Девизом руководителя должно стать: всегда можно сделать лучше, чем было до сих пор, существующий порядок - это не единственный из возможных.
Руководитель, сумевший добиться здоровых отношений в коллективе, наладивший прочный контакт т взаимоотношение между сотрудниками, добиваются лучших результатов в работе.

Пути совершенствования социально - психологического климата
1.    Продолжить анкетирование членов коллектива для анализа мотивации деятельности педагогов и изучения взаимоотношений в педагогическом коллективе.
2.    Провести психолого-педагогические семинары, тренинги для педагогов.
3.    Использовать новые формы проведения педагогических советов (деловая игра, групповая дискуссия, рефлексия).
4.    Определить стиль руководства коллектива (личные качества руководителя)
5.    Создать ясную организационную структуру.
6.    Совершенствовать партнёрское соглашение.
7.    Создать эффективно работающие команды.
8.    Совершенствовать НСОТ (стимулирующие выплаты).