twitter



Новичкова Елена Юрьевна,
учитель ИЗО
МОУ «Шипицынская СОШ»
«Национально-патриотическое воспитание
как основа уклада школы»
Форма работы: презентация проекта и отчет о проделанной работе в ходе реализации
        Цель проекта – сохранение историко-патриотического наследия, развитие национальной самобытности, традиций родного края.
       Задачи проекта:
– формирование чувства российского патриотизма и распространение идей духовного единства;
– приобщение учащихся к богатству общечеловеческой культуры, духовным ценностям своего народа;
– изучение истории и культуры России, Омска, Большереченского района, села Шипицыно;
– активное участие в поисковой работе;
– формирование общечеловеческих норм гражданской морали – доброты, взаимопонимания, милосердия и терпимости по отношению к людям, культуры общения.
      Актуальность проекта
   Закон «Об образовании» к принципам государственной политики в этой сфере наряду с провозглашением гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей относит воспитание любви к Родине, семье, защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
   Настоящий проект определен на основе необходимости систематизации и целенаправленной деятельности педагогического коллектива школы, общественных организаций по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, по воспитанию важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.
Современное развитие России ставит перед обществом задачу духовного возрождения. Актуальность разработки проекта подтверждается событиями последнего времени, а это:
– экономическая дезинтеграция;
– социальная дифференциация общества;
– девальвация духовных ценностей.
Целевая группа: учащиеся, родители, учителя, общественность.
                                                
Описание проекта
1. Предмет исследования
Содержание, организационные формы, педагогические технологии и методы работы по направлению национально-патриотического воспитания учащихся.
2. Программа выполнения работ по проекту
Экспериментальная работа по проекту строится на принципах преемственности и рассчитана на реализацию в течение четырех лет и проводится в 4 этапа в сроки 2010-2014 годов.
     2010-2011 учебный год – подготовительный.
Изучение теоретических основ проблемы и имеющегося практического опыта, проработка организационных моментов реализации программы, создание и совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания.
Подбор педагогических кадров. Стартовая констатирующая диагностика. Оценка условий, определение специфики сообщения.
Разработка процедуры оценки эффективности эксперимента. Создание индивидуальных планов, программ развития. Проектирование организационно-педагогических структур и форм работы. Экспертиза программы эксперимента. Инструктивно-методическая работа .
    2011-2012 учебный год – констатирующий эксперимент.
Осуществление комплексно-целевой программы эксперимента. Апробация планов, индивидуальных программ развития, диагностических методик. Выявление оптимальных педагогических технологий, режима работы. Проведение классных и школьных мероприятий, а также активное участие в районных и областных мероприятиях патриотической направленности.
Применение всех имеющихся диагностических методик. . Разработка комплексно-целевой программы формирующего эксперимента.
   2012-2013 учебный год – осуществление формирующего эксперимента.
Реализация апробированных программ, педагогических технологий с сопутствующей их корректировкой. Уточнение критериально-оценочных показателей. Отбор наиболее оптимальных диагностических методик.
 Определение пределов применяемости новой методики, условий наиболее эффективного ее использования. Оформление необходимой документации, анализа мероприятий, записей наблюдений, фактов и промежуточных результатов эксперимента.
    2013-2014 – заключительный этап исследования.
Подведение итогов эксперимента. Выявление соответствия результатов целям исследования. Анализ затрат (времени, усилий, средств). Оформление результатов эксперимента. Разработка рекомендаций.
3. Направления, содержание и формы работы
  -«Узнаем свое Отечество»экскурсии  в историко-краеведческие музей;  мудрость устного народного творчества; конкурсы, интеллектуально-познавательные игры;  походы, путешествия по родному краю.
Храним, возрождаем и умножаем традиции русского народа» – работа в  краеведческом музее,  проведение ярмарок, выставок; участие в конкурсах, народных играх-праздниках ,  рубрики «Юные патриоты» в школьной газете;  ; проведение фестиваля патриотической песни «Душа России»;  проведение праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры.
Помогаем Отечеству» – участвуем в охране памятников истории; участие в поиске и пополнении исторических и культурных фондов.
Растем патриотами своего Отечества» –  работа с архивными документами; операции, уроки мужества, творческие встречи, акции «Ветерану нашу заботу», «Подарок ветерану» и т.п.
Ожидаемые результаты:
  Проект будет способствовать:
– формированию патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранению и развитию чувства гордости за свою страну;
– созданию системы патриотического воспитания подрастающего поколения, использованию новых форм и методов работы в данном направлении;
– формированию образа воспитанника – личности, обладающей набором высоких моральных человеческих качеств;
– осознанию национальных и культурных ценностей, своего места в мире этих ценностей;
– расширению путем обмена видами деятельности культурного пространства самореализации личности ребенка;
– расширению и совершенствованию информационной базы пропаганды патриотического воспитания в школе;
– активизации творческого потенциала педагогов в деле патриотического воспитания;
– оценке эффективности воспитательной программы в системе образования, сохранению физического и духовного здоровья учащихся
   Представленный проект предусматривает участие детей в различных видах деятельности, что способствует созданию условий каждому ребенку познать и реализовать себя в соответствии со своими наклонностями и способностями в любом из предлагаемых видов деятельности. Каждое мероприятие должно сочетать в себе индивидуальные и коллективные формы работы, где поощряется новизна, поиск интересных материалов, фантазия, четкость и ясность литературного языка, сочетание специальных технологических средств. Это позволит детям осознать свои творческие позиции.