twitter



Саврыкина Людмила Геннадьевна,
заместитель директора по УВР
 МОУ «Большереченская СОШ№2»

«Алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения
в условиях введения новых ФГОС общего образования»
Описание модели.
Настоящая модель определяет последовательность  действий по введению нового стандарта общего образования на начальной ступени школы, а также их цели и ожидаемые результаты.  Модель предусматривает пять этапов разработки и осуществления программы модернизации существующей в школе образовательной системы с целью приведения ее в соответствие с требованиями нового ФГОС:
1.      Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы  и органов управления программой введения ФГОС.
2.      Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы.
3.      Разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы.
4.      Разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы.
5.      Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения.
  Этап 1: формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной  ступени школы  и органов управления программой введения ФГОС
Современные методы крупномасштабных нововведений в организациях предусматривают создание гибких проектных форм организации процессов  изменений. Настоящей моделью предусматривается при введении ФГОС создание в образовательном учреждении Совета по введению ФГОС нового поколения, призванного обеспечивать координацию действий всего педагогического коллектива, а также осуществлять информационное, консалтинговое и научно-методическое сопровождение инновационного процесса. Деятельность этого временного органа управления предлагается регламентировать специальным Положением о Совете. Затем должен быть осуществлен переход к созданию рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы.
Задачи этапа. При формировании рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы на начальной ступени необходимо:
1        определить состав рабочей группы;
2        назначить руководителя рабочей группы;
3        определить порядок ее работы;
4        поставить перед группой общую задачу и задачу следующего этапа.
Результаты этапа. На первом этапе сформирована рабочая группа по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы:
1        назначен руководитель рабочей группы;
2        определен список участников рабочей группы;
3        обеспечена подготовка рабочей группы к разработке проекта модернизации начальной ступени образовательного учреждения;
4        определены задачи членов рабочей группы по разработке проекта модернизации начальной ступени образовательного учреждения.

 Этап 2: определение изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы, необходимых для приведения  ее  в соответствие с требованиями ФГОС.
Задачи этапа.   На этом этапе должен быть получен ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?». Для этого необходимо определить, какие  изменения требуется произвести: 
1        в образовательных целях;
2        в учебном плане;
3        в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности;
4        в образовательных технологиях;
5        в условиях реализации образовательных программ;
6        в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.
Результаты этапа. Результатом анализа существующей в школе образовательной системы на предмет ее соответствия требованиям ФГОС должны стать  перечни необходимых изменений в существующей образовательной системе школы для приведения ее в соответствие требованиям стандарта и задания проектным группам, определяющие требования к результатам и срокам проектирования.
 Этап 3: разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы.
Задачи этапа. При  проектировании должен быть дан ответ на вопрос о том, какой должна стать конкретизированная образовательная модель начальной ступени школы, чтобы соответствовать нормативной модели, определяемой новыми стандартами.
Результаты этапа. Результатом проектирования является образовательная модель начальной ступени образовательного учреждения, соответствующая новым ФГОС, включающая:
  1. состав образовательных программ  или их частей, подлежащих самостоятельной разработке;
  2. состав программ, найденных вовне и подлежащих освоению;
  3. состав новых образовательных технологий, которые нужно освоить;
  4. перечни конкретных видов ресурсов, подлежащих приобретению;
  5. перечень учебных программ повышения квалификации педагогических кадров, которые нужно реализовать, чтобы обеспечить введение новых образовательных программ и технологий;
  6. перечень новых методов контроля, которые нужно ввести;
  7. перечень новых механизмов контроля, которые нужно разработать и ввести
Этап 4: разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы.
План-график модернизации образовательной системы школы – это модель, определяющая процесс перехода от существующей образовательной системы к желаемой.
Задачи этапа.  При  разработке плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы необходимо определить:
1.      полный состав действий, необходимых для реализации единичных проектов;
2.      планы-графики реализации единичных проектов;
3.      согласовать по срокам связи между единичными проектами, обеспечив их координированность;
4.      распределить все единичные проекты во времени.
Результаты этапа.  Результаты разработки плана внедрения комплексного новшества включают:
1.      состав единичных проектов, необходимых и достаточных для дос­тижения поставленных целей их введения (что должно быть сделано);
2.      ожидаемые результаты единичных проектов (что будет получено в ре­зультате их реализации);
3.      сроки начала и окончания реализации единичных проектов и сроки реализации действий в рамках каждого из них (когда должны быть выполнены действия);
4.      ответственных за реализацию единичных проектов (кто исполнитель).
Этап 5: реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения
Задачи этапа.  Для реализации запланированных изменений необходимо разработать и ввести в действие организационный механизм управления реализацией единичных проектов, включающий:
1.      организационный механизм контроля хода разработки и реализации системы единичных проектов;
2.      организационный механизм анализа состояния работ по комплексному проекту;
3.      организационный механизм выработки решений по корректировке планов.
4.      контроль должен быть объективным. Требования и критерии оценки должны быть четко определены и известны контролируемым.
5.      результаты контроля должны сообщаться контролируемым и обсуждаться с ними.
6.      исполнители должны знать, что нужно делать, чтобы исправить недостатки, выявленные в процессе контроля, и не сомневаться в возможности этого.
Результаты этапа. Результатом реализации запланированных изменений является модернизированная образовательная система начальной ступени образовательного учреждения:
1        соответствующая новым ФГОС;
2        обеспечивающая ожидаемые изменения в результатах образовательного процесса, по сравнению с ранее действующей системой. 
Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом.
Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС, постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.
Образовательное учреждение может принять решение о переходе на ФГОС начального общего образования, если обеспечена готовность к реализации основной образовательной программы начального общего образования.