twitter


Учитель русского языка и литературы
МОУ «Большереченская основная
общеобразовательная школа»
Александрова Татьяна Алексеевна.


Исследовательская технология как средство формирования учебно-познавательных компетентностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

    Мир, в котором мы живем, стремительно меняется. Общество требует от человека новых качеств. Прежде всего, это
1) способность к творческому мышлению;
2) самостоятельность в принятии решений;
3) инициативность.
Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу.
В современных социально-экономических условиях усиливается роль исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы. Исследовательская деятельность в наибольшей степени содействует формированию творчески мыслящей, конкурентоспособной личности.
Цели исследовательской деятельности:
1. привлечение учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности;
2. развитие творческих способностей и познавательных интересов;
3. углубление общеобразовательной подготовки;
4. развитие личностных качеств учащихся
Известно, что любое научное понятие возникает в результате познания.
Языковед работает поэтапно:
1) наблюдает за фактами речевого высказывания (текста);
2) выявляет противоречия или некоторые закономерности языковых отношений;
3) формулирует вывод в виде понятия (определения);
4) даёт ему название (термин).
По этому же пути движется и учитель, создавая на уроке подобие исследования, то есть предлагая детям роль исследователя.
Играя в «учёных», дети преобразуют информацию в знание:
1) сначала наблюдают над определённым материалом;
2) сравнивают;
3) выявляют проблему (или противоречие);
4) обнаруживают общее и различия у языковых единиц;
5) выявляют существенные признаки понятия;
6) обобщают и делают вывод, то есть формулируют (как бы самостоятельно, при ненавязчивой помощи учителя) определение.
Я на уроках русского языка часто предлагаю учащимся роль исследователя при изучении нового материала.
Сравнение выведенного понятия с формулировкой, данной в учебнике, показывает, что ученики могут самостоятельно делать выводы. Такая методика имеет сильный мотивационный эффект: дети убеждаются в том, что они способны к серьёзной «взрослой» работе.
Осваивая исследовательскую деятельность, школьники через определённое время уже самостоятельно справляются с «выведением» целого ряда понятий. Следует только, подводя итог урока, постоянно разделять результаты на
- что изучали (собственно формулировка понятия – языковое содержание урока) и
- как достигли результата (речевые, мыслительные учебные действия, сопровождающие «исследование», - учебно-познавательное содержание урока).
Для осознания своих речевых высказываний-действий ученики делают рефлексивные остановки по ходу урока и фиксируют «шаги» - приёмы, которые складываются в алгоритм. Этот алгоритм действий по сути является языковым разбором. Таким образом, языковой разбор является не памяткой, которую «кто-то придумал», а естественным результатом реальных действий учеников с дидактическим материалом.

При изучении в 6 классе темы «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными», даётся возможность такого пошагового запоминания правила. Они запоминают не набор неосознанных пунктов готового плана, а способ работы с речевыми образцами, который при методичном, ежеурочном применении показывает, с помощью каких мыслительных операций (сравнение, сопоставление, группировка, обобщение и т.п.) можно познавать законы родного языка.
Что является условием слитного написания НЕ с существительными?
По ходу исследования заполняется таблица:
При отработке правила важно не отступать от алгоритма рассуждения, по которому это правило изучалось, чтобы дети не путались в мыслях.
Такой ученик-исследователь справится с любой формой контроля, в том числе и ЕГЭ, поскольку научится выявлять проблему и самостоятельно находить способ её решения.

Важнейшим элементом урока-исследования является схематизация этапов рассуждения. Графическое оформление по ходу урока шагов преобразования информации в знание:
1) наблюдение над языковым материалом;
2) сравнение;
3) обнаружение общего и различий;
4) выявление существенных признаков понятия;
5) их обобщение;
6) формулирование определения.
Такое оформление состоит в краткой записи решения «проблемы», поставленной в начале урока.
При закреплении умения находить и использовать понятие схема «исследования» служит ученикам опорным конспектом для запоминания определения и способа действий с ним. При повторении темы схема позволяет восстановить знание. Ею можно воспользоваться и при построении нового понятия.

На уроках я использую разные приёмы исследования:
1) наблюдение при изучении нового материала и «выведении» правила;
2) обобщение изученного;
3) самостоятельное исследование материала учебника и ответы на вопросы учителя;
4) самостоятельное исследование к уроку по теме.

На примере представленной работы можно увидеть, что основой учебно-исследовательской работы является исследование с присущими ему чертами:
1) нацеленность на прирост научного знания;
2) поэтапность процесса исследования (от осознания поля проблематизации до создания текста – продукта исследования);
3) использованием научных методов исследования;
4) выбором их в зависимости от объекта исследования.

Искусство анализа – это всегда искусство самоограничения. Выбор метода, формы, приема определяется многими условиями: уровнем подготовки и общей культуры учащихся, литературными пристрастиями самого учителя, особенностями изучаемого текста. К особым произведениям, в частности, отношу комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума». В ней все противоречиво: композиция с двойной завязкой и открытым финалом, жанр, отраженный в названии (то, что должно составлять гордость, оборачивается горем). Двойственны и герои. Чацкий, упрекающий Софью в холодности, после своего трехлетнего отсутствия. Софья, которая умному Чацкому предпочла недалекого Молчалина. А странности жанра? IV действие пьесы – серия катастроф, а где же благополучный «happy end», типичный для комедии? Аналитическое прочтение комедии требует урока-парадокса, так как до сих пор, по справедливому замечанию А. Блока, «Горе от ума» – одно из самых загадочных и неразгаданных произведений русской литературы».
Не менее интересен опыт литературоведческого анализа художественного текста. Он способствует формированию у учащихся собственной точки зрения. «Маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Каменный гость». В работе над ней отталкиваюсь от необычной, оригинальной трактовки «Каменного гостя».
О самом трудном – интерпретации лирического произведения. До сих пор не утихают споры о том, как добиться, чтобы «алгебра» анализа не разрушила гармонию целого. И вообще, нужен ли анализ лирического стихотворения? Школьная практика свидетельствует, что многие стихи без соответствующего комментария просто не будут поняты, как «Пророк» А. С. Пушкина, «Реквием» А. Ахматовой. С другой стороны, лирическому произведению противопоказан анализ, сопровождающийся постановкой десятков вопросов, направляющих на прозаический пересказ текста. Пути вхождения в лирическое произведение различны: через лирический образ, композицию, язык. Основная задача, которую ставлю при изучении лирики, – обогатить нравственный мир учащихся, приобщить их к чувствам, душе поэта. При этом стараюсь избегать прямого дидактизма: говорить на уроке должен сам поэт, а учитель лишь организует встречу с ним. Говоря об исследовательском методе, применительно к лирике, имею в виду прежде всего овладение теми формами и приемами анализа, которые характерны для научного исследования. К ним отношу сопоставительный анализ произведения с теми источниками, от которых отталкивался поэт в своей работе. Примером может служить опыт этнографического анализа баллады В. А. Жуковского «Светлана» , основанной на русском национальном быте, святочной тематике. Ребята с удовольствием отыскивают сведения о самых распространенных на Руси видах гадания, сравнивают единственную русскую балладу Жуковского с западноевропейским клише «Ленорой» и все для того, чтобы понять, почему «Светлана» стала самой популярной русской балладой в течение всего ХIХ века.
В учебно-исследовательской работе значительна роль научного руководителя, что объясняется обучающей задачей данного процесса – дать представление о научном исследовании и сформировать исследовательские навыки. Вместе с тем научный руководитель является партнёром в работе и общении, что важно для исследователя-школьника в личностном, интеллектуальном, творческом плане. Хочется сказать еще об одной составляющей урока-исследования: никакое творчество ученика невозможно без творчества учителя. Речь веду об артистизме как неотъемлемом качестве личности учителя литературы. Еще А. П. Чехов говорил: «Учитель должен быть артист, художник …» Без артистизма не достигнешь той достоверности, без которой мертво искусство великих; прежде всего учащиеся верят учителю, его слову, а не Чехову, Толстому. Игра словесника – это не простая способность учителя перевоплощаться в героя. Это искусство отбора наиболее ярких, эмоционально значимых фрагментов текста. Это и подбор вопросов, не просто умных, оригинальных, а необходимых, единственных, главных. Именно с помощью таких вопросов класс втягивается в урок-игру, урок-диалог, отталкиваясь от которых учитель осуществляет «вхождение» в вопрос-проблему.

Подводя итог и возвращаясь к сказанному в начале выступления, подтверждаю слова о том, что учитель может сохранить энтузиазм, поддержать, заинтересовать ученика.
Исследования на литературную тему: «Взрослая детская сказка», «Тема детства в творчестве Достоевского», «История в «Капитанской дочке», «Образ учителя в литературе» и др.Исследования по русскому языку: «Использование фразеологизмов в СМИ», «БСП , их роль в «Евгении Онегине»
Выступления учащихся были успешными: есть победители и призёры, выступление на областной конференции.