twitter


Пантюхова Лариса Николаевна,
 учитель математики и информатики
МОУ «Большереченская СОШ №2»
Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы.
Под адаптацией принято понимать – приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра – биологический и психологический. Адаптация учащихся пятых классов – это определённый период приспособления к новым условиям школьной деятельности, начиная от внешних, и заканчивая внутренними, к которым относятся установление контактов с разными учителями, а также усвоение новых предметов. Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю школу одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":
1.      Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2.      Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3.      Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными. Часто внешние изменения по времени совпадают с началом физиологических изменений в организме детей.
Возрастными особенностями младшего подростка являются:
  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • повышенная утомляемость;
  • стремление обзавестись верным другом;
  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
  • отсутствие авторитета возраста;
  • отсутствие адаптации к неудачам;
  • ярко выраженная эмоциональность;
  • требовательность к соответствию слова делу;
Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки. Бывает и наоборот, ребенок, учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся. Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин: недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значимыми людьми.
Родителям пятиклассников предлагалось ответить на вопросы анкеты:
1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?
2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вы­зывает у него затруднение?
3. С чем это, по вашему мнению, связано?
4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по пред­мету, классного руководителя?
5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организа­ции общения с вашим ребенком      на уроке?
6. Сколько времени ваш ребёнок затрачивает на выполнение домашнего задания?
 Обработав анкету,  я получила следующую информацию:
1.      98% - даются легко;
2.      50% - русский, математика; 50% - английский.
3.      70% - невнимательность детей; 5% - слабое преподавание иностранного языка педагогом; 15% - большой объем работы; 10% - переход от Занковской программы к традиционной.
4.      90% - нуждаются в дополнительных занятиях или факультативах; 10% - не нужна помощь.
5.      13%- индивидуальная работа с учащимся; 87% - почаще спрашивать и вызывать к доске.
6.      0,5 ч – 1,5 –  45%;     1,5ч - 2ч -   25%              2ч – 3ч – 30%.
Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.
Родителям рекомендуется:
  • обеспечивать ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим дня;
  • основное внимание уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.
Атмосфера поддержки, доверия, понимания в семье поможет ребенку эффективно решать проблемы в школе, добиваться успехов. Что же думают сами дети о своей школьной жизни, насколько они удовлетворены ею? Для выяснения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью было проведено соответствующее исследование. 
  1. Иду в школу с радостью- 82%;
  2. В школе хорошее настроение – 82%;
  3. У нас хорошие учителя – 100%;
      4.   Есть любимые школьные предметы – 100%;
      5.  Я привык к новым учителям – 91 %;
      6.  В начальной школе было лучше – 58%;
  1. Мне нравится в школе – 100%.
Эти ответы учеников говорят о том, какие они все разные наши пятиклассники. Каждый из них требует особого внимания, подхода. Я думаю, что совместными усилиями учителей и родителей мы будем делать всё, чтобы дети чувствовали себя комфортно и в школе и дома. Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Причинами  плохой адаптации в 5-м классе являются:
1.          Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять.
2.          Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
3.          Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
4.          Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
Причины медленной адаптации в 5 классе:
1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необхо­димость все эти требования и учитывать, и выполнять.
2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрос­лых.
3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а класс­ному руководителю не удается уделить всем необходимое внима­ние. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
Признаки успешной адаптации:
  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
В литературе и на практике(в данном классе) кроме успешной адаптации выделяется и дезадаптация ребёнка. Дезадаптация  обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающим миром. Понятие "школьная дезадаптация" – более узкое и подразумевает неспособность и невозможность младшего подростка найти в пространстве школьного обучения свое место, чтобы он мог быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою индивидуальность, потенциал и возможности для самореализации.
Критерии школьной дезадаптации:
  • неуспешность в обучении по программам, включая такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков;
  • нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе;
  • повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя одноклассникам, учителям; демонстративное пренебрежение правилами школьной жизни, школьный "вандализм").
Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.
        Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Срок зависит от многих факторов: особенностей ребёнка, характера его взаимоотношения с окружающими, от уровня сложности образовательной программы, от типа образовательного учреждения, от степени подготовленности ребёнка к школьной жизни.
Первый субботник в среднем звене:


После трудового дня:
Первое общешкольное мероприятие:

И победа - Диплом!